ИЗ ИСТОРИИ ТУРКЕСТАНСКОЙ ЕПАРХИИ



Общие сведения

Копирование на другие веб-ресурсы недопустимо:
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape
Ссылка на страницу:



Текст 1
Текст 2
Текст 3
Текст 4

          Выберите из списка нужное и перейдите по ссылке

          

Общие сведения о епархии


Первоначально церкви и духовенство Туркестанского генерал-губернаторства подчинялись двум епархиальным управлениям – Оренбургскому и Томскому. В 1868 году Туркестанский генерал-губернатор К. П. фон Кауфман обратился к Св. Синоду с ходатайством об учреждении в границах генерал-губернаторства особой епархии.
4 мая 1871 года императорским указом утверждено решение об открытии Ташкентской и Туркестанской епархии. По настоянию фон Кауфмана местом епископской кафедры был назначен город Верный (из него вырос нынешний Алматы). Он заявлял: «Я не потерплю в Ташкенте ни архиерея, ни жандармов». В течение всего имперского периода Туркестанские архиереи боролись за утверждение своей кафедры в реальной столице края – Ташкенте. Это удалось только в конце 1916 года.
На момент учреждения епархии всех церквей в Туркестанском крае было 26. Из них 13 – в Сыр-Дарьинской области и столько же в Семиреченской.Духовенство епархии тогда состояло почти из одних священников: диаконов в Семиреченской области было только три, а в Сыр-Дарьинской – ни одного. Причетники были в основном из солдат. Ко времени приезда преосвященного Софонии, почти все священники были из окончивших полный семинарский курс. Все они поступили из разных епархий: Томской, Оренбургской, Уфимской, Новгородской, Казанской, Воронежской, Волынской, а при епископе Софонии из Херсонской, Тверской и Тобольской.
16 декабря 1916 года Св. Синод принял решение о переводе кафедры Преосвященного из Верного в Ташкент. В 1936 году епархия была разделена на Ташкентскую и Среднеазиатскую и Алма-Атинскую и Казахстанскую.

Список архиереев (до момента разделения епархии)

Софония (Стефан Васильевич Сокольский) – 12.11.1871–26.11.1877
Александр (Андрей Кульчицкий) – 31.12.1878–6.08.1883
Неофит (Николай Васильевич Неводчиков) – 6.08.1883–21.11.1892
Григорий (Лев Полетаев) – 21.11.1892–18.02.1895
Никон (Филипп Егорович Богоявленский) – 18.02.1895–19.06.1897
Аркадий (Аркадий Константинович Карпинский) – 9.11.1897–18.12.1902
Паисий (Петр Виноградов) – 18.12.1902–21.11.1906
Антоний (Давид Ильич Абашидзе) – 20.01.1906–25.06.1912
Иннокентий (Александр Дмитриевич Пустынский) – 25.06.1912 – март 1923
Лука (Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) – 12.05.1923–1923, 25.01.1925 г. – сентябрь 1927*
Сергий (Алексей Петрович Лавров) – 1923–1926*
Никандр (Николай Григорьевич Феноменов) – 1927 – 18.02.1933
Афанасий (Александр Антонович Малинин) – 23.03.–24.08.1933
Арсений (Авксентий Георгиевич Стадницкий) – 11.08.1933–28.01.1936)


* В течение некоторого времени в епархии было сразу два архиерея. Это связано с существованием в 1917–1946 гг. т. н. обновленчества – движения за «обновление Церкви». Сергий (Лавров) перешел к обновленцам, а Лука (Войно-Ясенецкий) остался верен старой церкви.

Мой личный интерес к истории Туркестанской епархии и ее церквей закономерен. Когда я приступил к сбору материала по личным именам жителей дореволюционного Верного, то необходимо было определить круг источников. Ими стали метрические книги церквей, в ведении которых до революции была фиксация всей основной демографической информации – рождение и крещение, браки, смерть. Чтобы обеспечить полноту сбора материала, необходимо было выяснить, какие церкви существовали в дореволюционном Верном и с какого года каждая из них начала вести метрические записи. Поэтому и обратился к истории самих церквей. Материал собирал в ЦГИА РК. И однажды в поле моего зрения попало одно очень интересное дело, хранящееся в фонде 153 (опись 1, №36). В нем собраны 33 клировые ведомости церквей и ведомость военного протоиерея г. Верного за 1875 г. По каждой из церквей приводятся интереснейшие сведения – год постройки, дата освящения, состав причта, его материальное положение, движение по службе, количество прихожан (общее и по сословиям) и некоторые другие сведения. В общем – ценнейший источник сведений по всей Туркестанской епархии, по истории ее церквей, по социально-демографическому составу православного населения генерал-губернаторства.
Более десяти лет этот материал лежал у меня дома без движения. И вот теперь решил опубликовать его в Интернете. Поводом к этому стало мое намерение проанализировать фамилии священнослужителей и разместить на этом сайте статью об этом. А пока решил постепенно вводить в оборот данные по истории церквей. В верхней части страницы есть окно со списком церквей, оформленным как гиперссылки. При нажатии на ссылки откроется соответсвующая страница с описанием.
Было бы интересно разместить и фотографии описываемых церквей. Однако реализовать это чрезвычайно трудно, т. к. затрудняюсь сказать, сколько зданий уцелело до наших дней с 1875 г. Например, в современном Алматы к 1875 г. имеет отношение только Казанского-Богородицкая церковь в Малой станице. Да и то она представляет собой заново отстроенное здание после землетрясения 1887 г. На месте бывшего тогда Кафедрального собора отстроено совершенно новое здание храма. Надеюсь, получать сообщения от краеведов, историков о судьбе описываемых церковных строений, существовавших в 1875 г. И был бы очень признателен за присланные фотографии – как старинные, так и современные (если речь идет о первоначальном здании храма).

Литература




Назад в начало раздела «Алматы – город у гор»
Пользовательского поиска


Пользовательского поиска

Copyright © Назаров Алоис

Владелец сайта не несет ответственности за достоверность рекламы сторонних рекламодателей

Яндекс цитирования Rambler's Top100


Hosted by uCoz