Пользовательского поиска |
Как писал известный русский ономатолог В. А. Никонов, происхождение этой фамилии спорно. Автор популярного словаря фамилий Ю. А. Федосюк, указавший на диалектное слово рахманый с разными значениями ("вялый, хилый, веселый, полный, красивый, самодовольный и т. п.), отметил, что часто фамилии Рахманинов и Рахманов происходят от нецерковных имен восточного происхождения (арабское имя Рахман переводится как "милосердный"). Никонов также указал на наличие в русских говорах глагола рахманный – "тихий, крепкий, смирный, ручной" (псковские и западные говоры), "вялый, хилый, скучный, простоватый, глуповатый, нерасторопный" (на юг от Москвы), "веселый, разгульный, хлебосольный; щеголь" (севернее и восточнее Москвы). Но также не исключил связь с арабским именем Рахман. Также Никонов привел точку зрения А. И. Соболевского о том, что слово рахманный берет начало от индийского брахманы(на Руси были распространены списки фантастических сочинений, где были упомянуты брахманы). В случае с фамилией русского копмозитора следует также учитывать происхождение его рода. Рахманиновы — дворянский род, ведущий свое происхождение от рода молдавских господарей Драгошей, один из членов которого, сын господаря Стефана IV Иван по прозвищу Вечин, брат Елены, жены князя Ивана Ивановича Молодого (сын Иоанна III), прибыл в Москву и получил прозвище Суседа. Один из сыновей его, Василий по прозвищу Рахманин, был родоначальником Рахманиновых В 1550 г. трое Рахманиновых писаны в тысячной книге лучших дворян и детей боярских. Четверо Рахманиновых упоминаются в московском осадном сидении 1618 г., трое были в XVII веке воеводами. Предполагают, что прозвище Рахманин сын Вечина/Суседы получил по названию мифического народа в сказаниях западных украинцев, русских, молдаван и румын. Согласно легендам, рахманы (блажины) являются потомками Сифа, одного из сыновей Адама. Они живут на рахманском острове (Островах Блаженных), который находится в Океане, за краем земли. Сказания о рахманах встречаются уже в Несторовой летописи с указанием источника – хроники Георгия Амартола. Сохранились два важных произведения древнерусской литературы, связанные с рахманами. Первый «Слово о рахманах и предивном их житии», где описывается жизнь долгожителей-рахманов, полная изобилия и радости. Их остров на краю Океана якобы посетил Александр Македонский во время похода на Индию. В данной связи принято считать, что рахманы – это индийские жрецы брахманы, обращённые легендой в образцовых христиан. В другом источнике отсутствуют упоминания о Индии. Те же Острова Блаженных подробно описаны в апокрифе, известном под названием «Хождение Зосимы к Рахманам». Рахманы днtм и ночью пребывают в молитве, питаются плодами земли и пьют сладкую воду, вытекающую из-под корня одного дерева. В посту рахманы вместо древесных плодов питаются манной, спадающей с неба, и только поэтому судят о перемене времени. Рахманы живут от 100 до 860 и даже до 1800 лет. Они знают время своей кончины и умирают без болезни и без страха. Сказания о рахманах в Южной России проникли в глубь народа, причtм особенно привилось в южнорусской почве предание о рахманском светлом празднике (велыкдне). В Литинском уезде говорили, что рахмане — христиане. Они не имеют собственного счисления времени и потому празднуют Пасху тогда, когда доплывёт к ним скорлупа яйца. Вследствие этого существовало в народе обыкновение выбрасывать в Великую Субботу в реку скорлупы яиц, которые доплывают к рахманам через три с половиною или четыре недели. В Молдавии и Румынии рахманов называли Rohmani, Rocmani, Rahmani, Rugmani. Более распространенное название — Blajini. Вера в рахманов была очень распространена на территории Поднестровья. В документах из этой местности встречаются слова "рахманный" (добрый, хороший), "рахманная" ("плодородная" — о земле). В Румынии также существует поверье, что рахманами становятся младенцы, умершие некрещеными. Другая легенда рассказывает, что рахманы — это древние люди, вера которых гораздо сильнее, чем вера современных жителей. После конца света они займут место людей на земле. Исходя из этого, прозвище предка композитора Рахманин можно было бы расматривать как пример пожелательного имени, которые свомм детям нередко давали предки русских и многих других народов. В данном случае это могло быть пожелание долгой счастливой жизни, без болезней. Источники: Никонов В. А. Словарь русских фамилий. М., 1993; Федосюк Ю.А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М., 1996; Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона; Рахманы // Мифологическая энциклопедия (http://myfhology.narod.ru/mith-people/rahmany.html). |
|
ПЛАНЕТА ИМЕН И ФАМИЛИЙ
© Назаров Алоис