Свободным создан человек.
Свободен он, хотя б в оковах он родился
Как известно, а связи с 250-летием со дня рождения Ф. Шиллера, 2009 г. объявлен во всем мире годом Шиллера. Освежим в памяти основные сведения по биографии этого человека.
Будущий немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер родился 10 ноября1759 в Марбахе на Неккаре. Его отец был фельдшером, офицером у вюртембергского герцога. После окончания латинской школы Шиллер по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу, переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. Здесь он познакомился с идеями А. Фергюсона, А. Шефтсбери, Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством Шекспира, Лессинга, произведениями поэтов «Бури и натиска».
В 1780 он закончил академию и назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени он завершил первую трагедию «Разбойники», в которой выразился протест против феодальных порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произведение. В Штутгарте Шиллер выпустил поэтическую «Антологию на 1782 год», большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения «Заговор Фиеско в Генуе». За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» Шиллер был арестован. Ему запретили писать что-либо, кроме медицинских сочинений. Это вынудило Шиллера бежать из владений герцога. Он сначала поселился в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (позже названа «Коварство и любовь»). В ней выражено главное социальное противоречие времени – между бесправным народом и правящей аристократией.
В 1785 году Шиллер переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.
В 1783–1787 годах Шиллер работал над драмой «Дон Карлос», которая Задуманная как превратилась в трагедию общественного преобразователя маркиза Позы.
Новая фаза в творчестве Шиллера открывается с отъездом в Веймар (1787). Шиллер стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 году он начал редактировать серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», написал «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» В 1789 году при содействии И. В. Гёте с которым Шиллер познакомился в 1788 году, занял должность экстраординарного профессора истории Йенского университета.
В 1793 опубликовал «Историю Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Шиллер стал приверженцем философии И. Канта.
Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Шиллер отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения.
Шиллер сочувственно встретил весть о Великой французской революции, но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Шиллер выдвинул обширную программу эстетического воспитания.
Сближение с Гёте составило, по признанию Шиллера, «целую эпоху в его развитии». Они совместно создали цикл эпиграмм «Ксении», направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Шиллера. В 1795–1798 годах он редактирует журнал «Die Horen», пишет баллады «Водолаз», «Перчатка», «Ивиковы журавли» и др.
Поздние трагедии Шиллера основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью – трагедии «Валленштейн», «Мария Стюарт», «Орлеанская дева», «Мессинская невеста», «Вильгельм Телль», незавершенная трагедия «Дмитрий» из русской истории.
Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. Он умер 9 мая 1805 г. Похоронен в Веймаре.
Шиллер – один из крупнейших трагиков мировой литературы. Он создал особый тип драмы – открыто декламируемой идейности, воплощенной в поэтических формах. В России Шиллер стал известен в 90-е годы XVIII века, в переводах Гнедича, Державина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и др.
Сочинения Шиллера были восторженно восприняты в Германии и других странах Европы. Одни считали Шиллера поэтом свободы, другие – оплотом буржуазной нравственности. Сочинения Шиллера заучивались наизусть, с XIX в. они вошли в школьные учебники.
После прихода к власти национал-социалисты пытались представить Шиллера «немецким писателем» в своих пропагандистских целях. Однако в 1941 г. постановки «Вильгельма Телля», как и «Дона Карлоса» были запрещены по приказу Гитлера.
Фамилия классика немецкой литературы по-немецки пишется Schiller. Исследователи выводят ее из прозвища, образованного от средневерхненемецкого глагола schillen (совр. schielen) ‘коситься, быть косоглазым’ или существительного schilher (совр. Schieler) ‘косоглазый человек’. К 1386 г. относится запись в историческом документе г. Эсслинга Wernher gen[annt] Schilher. Впрочем, не у всех однофамильцев Шиллера история фамилии такая же. В нижненемецком регионе (север Германии) эта фамилия может восходить к названию профессии schilder (совр. Schildmacher, Wappenmaler, Maler) ‘изготовитель щитов, художник (гербов)’. В качестве доказательства приводится трансформация названия улицы в Госларе Schilderstrate (1310 г.) в Schiller Straaße (1710 г.).
На 31 декабря 2002 г. в Германии было 9027 телефонных абонентов в 434 округах (Landkreise) c фамилией Schiller. В пересчете на все население ФРГ это дало бы около 24 072 человек. С такой частотностью фамилия Шиллер заняла бы 233-е место в частотном списке фамилий Германии. Наиболее кучно фамилия Шиллер представлена в округе Реген (Regen) в земле Бавария – 1393 телефонных абонентов на миллион жителей. В абсолютных числах больше всего Шиллеров – в Берлине (463 абонента).
Фамилия Шиллер встречается не только в Германии, но и в некоторых других странах. Прежде всего в немецкоговорящих. Например, в Австрии (981 абонент).
Есть Шиллеры и в России. В Москве на 11 млн. владельцев телефонов их 76, в Петербурге – 10, в Новосибирске – 35, в Волгограде – 3, в Омске – 2. В казахстанской Караганде 3 Шиллера, в Павлодаре – 1. На Украине – 151. Разумеется, это не потомки Фридриха Шиллера, а просто однофамильцы. В бывшую Российскую империю они попали в основном после манифестов Екатерины II о приглашении иностранцев селиться в России (вторая половина XVIII в.).
Алоис Назаров
|