Ссылка на страницу:
Талгат Кузембаев в партии Ренато
К трем самым популярным операм Джузеппе Верди – «Травиата», «Риголетто», «Аида», идущим в ГАТОБ с неизменным успехом, добавилась еще одна опера этого выдающегося итальянского композитора – «Бал-маскарад». Ее премьера состоялась 5 и 6 ноября.
«Бал-маскарад» – одна из популярных опер Верди, написанная в 1857 году по заказу неаполитанского оперного театра. В основе либретто – французская драма «Густав III, король Швеции». Героем драмы был шведский король, Густав III, смертельно раненый капитаном Анкерстрем на бале-маскараде в стокгольмском оперном театре. Еще до Верди французский композитор Обер написал музыку для либретто Скриба на основе этой драмы. Скриб превратил события в живую, интересную историю, не вскрывая исторической и социальной обстановки убийства. Однако опера Обера не имела успеха и публика скоро забыла ее.
Воодушевленный идеей написать оперу на ту же тему, Верди заказал новый вариант либретто Пьяве и Сомма. Оно было готово в 1857 году. В том же году Верди закончил и партитуру. Опера была предназначена для неаполитанского театра «Сан-Карло». Ее директор предупредил Верди, что цензура, несомненно, будет возражать против этого сюжета, не позволит, чтобы на сцене был выведен исторически существовавший король. Но Верди считал, что лучше сначала закончить либретто, а потом уже внести изменения в сюжет.
За несколько дней до объявленной премьеры «Мести в домино» (первоначальное называние) Феличе Орсини совершает покушение на французского императора Наполеона III, бросив в него бомбу. По всей Италии прокатывается волна революционных движений и восстаний. В результате цензура во всех итальянских государствах становится особенно жестокой. Верди предложили внести в сюжет изменения – превратить героя в простого синьора; превратить жену друга в сестру; заменить сцену с колдуньей, перенеся ее в другую эпоху, когда верили в ведьм; никакого бала; убийство должно происходить за кулисами; брать сцену со жребием. И другие…
Халид Нуралиев (Рикардо) и Жамиля Баспакова (паж Оскар)
Принять эти изменения для Верди было невозможным. А это значит — оперы не будет. В конце концов, дело передали в суд, и стороны пришли к соглашению: вместо «Мести в домино» театр «Сан-Карло» поставит «Симона Бокканегру», а новая опера Верди будет поставлена в театре «Аполло» в Риме. Римская цензура также потребовала изменений, но менее серьезных. Верди пришлось перенести место действия из Швеции в Америку и превратить шведского короля в бостонского губернатора Ричарда Варвика.
Премьера оперы, которая теперь называется «Бал-маскарад», состоялась 17 февраля 1859 г. Она встречена восторженно. Зрители, вскочив с мест, кричат: «Да здравствует Верди!» Опера всколыхнула патриотические чувства итальянцев. Вскоре ее под названием «Амелия» ставят в других театрах Италии, затем – в Париже, Берлине и др. западноевропейских столицах. В России ее первое исполнение итальянской труппой состоялось 17 ноября 1861 г. в Петербурге.
Опера «Бал-маскарад» – один из самых великих шедевров Верди. Она нравится публике плавной мелодичностью, яркой и счастливой певучестью, обилием великолепных дуэтов, терцетов, ансамблей, которые написаны не только для украшения, но тесно сплетены в сюжете, в действии.
На сцене ГАТОБ эта опера когда-то уже шла (лет тридцать назад). Тогда, в соответствии с традицией русской оперной школы, – на русском языке. И вот – новая постановка, осуществленная заслуженным деятелем РК Ляйлим Имангазиной. Теперь – на языке оригинала, на итальянском. К такой практике, принятой в большинстве театров мира, ГАТОБ перешел лет десять назад.
– Итальянский язык настолько певучий, что его невозможно перепеть на другом языке. И он нам дается легче, – рассказывает режиссер-постановщик. – Это опера сложна в декорационном исполнении. Но мы любим такие спектакли – большие, роскошные, с историческими костюмами. Нам повезло, что с нами сотрудничает заслуженный художник РФ Вячеслав Окунев. Во всех операх поют о любви. В данном случае об истории любви неразделенной, о злосчастном любовном треугольнике. Эта опера очень лаконично и ясно рассказывает эту историю.
Балапан Жубаева (Амелия) и Халид Нуралиев (Рикардо)
В последнее время «Бал-маскарад» часто ставится в современных интерпретациях. Например, в Швеции через эту ооперу решили рассказать об убийстве политика 1980-х Улофа Пальме. В уфимском оперном театре подход был еще более новаторский – немецкий режиссер Уве Шварц перенес ее действие на гольф-поле в наши дни.
– Мы же решили отмахнуться от всех этих наростов, – говорит Ляйлим Имангазина, – У нас нет определенного места действия. Это – условно европейское государство. К сожалению, штат артистов нашего театра не настолько большой, чтобы был выбор. Один и тот же состав выходит во всех спектаклях. Более того, лучших наших воспитанников, бывает, забирают в Астану.
В главных партиях оперы «Бал-маскарад»: Жамиля Баспакова, Дина Хамзина, Сара Ищанова, Кирилл Борчанинов, Дина Дютмагамбетова, Балапан Жубаева, Беймбет Кожабаев, Халид Нуралиев, Медет Чотабаев, Талгат Кузембаев, Александр Сметанин, Олег Татамиров.
– Я думаю, зритель будет вообще рад появлению такой оперы в нашем репертуаре. И хочу пожелать ей долгой сценической жизни, – сказала Ляйлим Имангазина.
Автор: Алоис Назаров