АЛМАТЫ – ГОРОД У ГОР

«Огни притона» в закрытом показе в Алматы
11 ноября 2011 года

Копирование на другие веб-ресурсы недопустимо:
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape

Ссылка на страницу:




«Огни притона» добрались до Алматы

Если страница оказалась полезной, проголосуйте, пожалуйста:


Александр ГордонАлександр Гордон
Популярный российский радио- и телеведущий Александр Гордон приезжал в Алматы, где в формате телепередачи «Закрытый показ» представил свою новую режиссерскую работу «Огни притона».

АКТЕР, ВЕДУЩИЙ, РЕЖИССЕР
«Закрытый показ» на первом канале, по определению самого Александра Гордона, – «программа для широкой и глубокой аудитории». В ней, если кто плохо помнит или не знает, в формате ток-шоу обсуждают новые российские фильмы. Благодаря этой программе ее ведущий снискал репутацию главного инквизитора отечественного кино.

Но Александр Гордон, актер по образованию, не только активно критикует чужие кинокартины, но и снимает собственные фильмы. Сейчас он представляет вторую режиссерскую работу – «Огни притона». Этот фильм, как и первый, поставлен по сценарию Гарри Гордона, – отца Александра Гордона, – поэта, прозаика, художника. Завершив работу над картиной, Александр Гордон решил лично повозить ее по регионам и представить публике почти в формате программы «Закрытый показ». «Почти» потому, что отсутствует привычная для телепередачи группа экспертов. По крайней мере, так было 11 ноября на встрече с избранными алмаатинцами – в основном с представителями СМИ.

КОРОТКО О ГЛАВНОМ
Для начала о том, о чем сам фильм. Сценарий написан Гарри Гордоном на основе его же одноименной повести. Главная героиня – содержательница небольшого борделя в Одессе. Самое примечательное, что действие происходит не в наши дни, когда притонами никого не удивишь, а в 1958 году. В повести и фильме она обозначена как «мама Люба». В ее подчинении две проститутки, с которыми живет душа в душу. К ним в гости регулярно наведывается знакомый фарцовщик, приведший как-то юного вундеркинда-скрипача Аркашу. Аркаша, сын бывшего прокурора, по уши влюбляется в «маму Любу», к которому она отнеслась скорее как к младшему брату. Ей же самой нравится философствующий полуюродивый и прорицатель Адам.

В деревне у «мамы Любы» живет мать, которая прилюдно свою дочь называет проституткой. Несмотря на такую репутацию, «мама Люба» решается уйти от дел, переехать в село с Адамом и начать жизнь с «нуля». Но там у нее возникает конфликт с деревенским оболтусом Федькой. Между ними завязывается драка и «маму Любу» жестоко избивают. Она возвращается в Одессу и, выпив полтора стакана рому, умирает.

Александр Гордон так объяснил, почему действие перенесено в 58-й год:
– Это самое необязательное с советской точки зрения время. Сталин умер, прежняя эпоха кончилась. Это время, когда впервые с 1917-го, если не раньше, человек был предоставлен сам себе.

АЛЕКСАНДР ГОРДОН О СВОЕМ ФИЛЬМЕ
Александр Гордон
Сам режиссер свой фильм «Огни притона» определяет как традикомедию. Фильм, по словам, Александра Гордона, – не экранизация повести. Это – вольные фантазии по поводу того, что такое любовь и какое место сейчас она занимает. Когда автора сценария Гарри Гордона спросили, «Это фильм про любовь?», он ответил: «Конечно, про любовь. Про неразделенную любовь к жизни».

– То, что мы любим жизнь и людей в этой жизни, совершенно не значит, что мы будем обласканы в ответ, – пояснил Александр Гордон.

Хотя действие происходит в Одессе в 58-м году, это, по словам режиссера, конечно, не Одесса 58-го, а только впечатление о ней. И нет в фильме никаких выяснений отношений с Советской властью.

И в самом деле, хотя в кадре и мелькают лозунги советских времен, портрет Никиты Сергеевича Хрущева на стене, фильм в общем и целом стоит вне политики.

– Гарри Борисовичу это показалось лишним, т.к. речь в фильме не о том. Если бы мы решили делать политическую сатиру, кино было бы другим.

Своим фильмом Александр Гордон доволен. И назвал две причины этого.

– Во-первых, это действительно манифест, потому что я снимал его не как режиссер, а как зритель. Мне это кино нравится как зрителю, потому что я отношусь к зрителю как к зрителю, то есть я с ним разговариваю. И, несмотря на все его несовершенства, я абсолютно убежден, что совершенное кино это – мертвое кино. Только в незаконченное, несовершенное кино может через трещины бытия затечь жизнь от вас, не от меня.

«Огни притона», по определению Александра Гордона, – наивное, архаичное, атмосферное, актерское кино. Это его недостатки. Но ровно это и его достоинства.

– У меня не было задачи создать шедевр. Шедевр – это фильм, на который все реагируют одинаково. Я недостаточно талантлив, чтобы создавать шедевры.

ЗРИТЕЛИ УВИДЕЛИ БОЛЬШЕ, ЧЕМ РЕЖИССЕР
В ходе обсуждения фильма «Огни притона» выяснилось, что кому-то он показался насыщенным символами. У кого-то он вызвал ассоциации с другими фильмами – с «У Покровских ворот» и даже с фильмом Феллини. Но Александр Гордон напрочь отмел такое восприятие:

– Нет там никаких подводных камней. Я принципиально против думанья во время просмотра фильма. Если я заставил вас задуматься, я неправ как режиссер. Мне хотелось бы, чтобы вы смеялись и плакали, негодовали или ушли бы из зала. А потом бы задним числом подумали, почему ушли из зала, смеялись и плакали. Если у меня это не получилось – это от моего несовершенства. Но такого замысла, чтобы вы сидели и разгадывали ребус во время фильма, ну быть этого не могло. Единственная аллегория в фильме – это имя главной героини – Любовь.

Александр Гордон
На сравнение «мамы Любы» с матерью Терезой или Марией Магдаленой Александр Гордон отреагировал весьма эмоционально:

– Какая она, на хер, мать Тереза?! Она – проститутка. – Но согласился, что близость к образу Марии Магдалены есть.

НРАВИТСЯ – НЕ НРАВИТСЯ
Общее впечатление, возникшее от двухчасового обсуждения фильма с Александром Гордоном – картина вызвала скорее положительные эмоции, чем отрицательные. Наибольшие впечатления были получены от актерской игры. Ансамбль актеров в фильме солидный.

В главной роли («мама Люба») – Оксана Фандера. Было мнение, что эта роль может стать визитной карточкой актрисы. На нее нужен был типаж молодой Гундаревой. И поначалу автор сценария Гарри Гордон никак не соглашался взять Оксану Фандеру, т.к. между литературным образом и актрисой разница весом 40 кг. Но когда фильм был сделан, писатель говорил: «Как будто для нее писалась роль».

Небольшая, но яркая, запоминающаяся роль у Ады Роговцевой (мать «мамы Любы»). Блеснул в картине и Богдан Ступка (бывший прокурор, отец Аркаши). Снялся в фильме и известный театральный актер и режиссер Алексей Левинский – роль Адама. Типичного фарцовщика сыграл Евгений Цыганов, хотя это в общем не его амплуа (он больше герой-любовник).

Зрители отметили и красивую картинку, что является большой заслугой оператора Максима Шинкоренко. Из критических замечаний, прозвучавших из уст зрителей, обращают внимание два.

Кое-кому не понравилось, что ничего не узнал о людях, которые существуют на экране, за исключением только одного – Адама.

– Это сознательный ход, – объяснил Александр Гордон. – Потому что это варианты развития судьбы, которые остаются в зародыше.

Наиболее серьезным недостатком одному зрителю показалось отсутствие в фильме постельных сцен. Мол, притон получился каким-то целомудренным.

– Вы путаете представление о проститутках и бл…ях. Эти женщины, которые этим занимается вынужденно, – парировал Александр Гордон.

Многих потряс язык героев – тут и одесский, и малороссийский, и суржик. Как объяснил Александр Гордон, почти для всех артистов речь, звучащая в фильме – привычная. Оксана Фандера – уроженка Одессы, Ада Роговцева – родом с Украины, Богдан Ступка – украинец. Из-за речи возникли проблемы при переводе на английский. Когда перевели, пятьдесят процентов фильма «ушло». Получился непереводимый на другие языки фильм.

Обращает внимание и афористичность реплик героев, которые стоят того, чтобы фильм посмотреть и во второй раз.

ФИЛЬМ ПОШЕЛ В НАРОД
Как рассказал Александр Гордон, съемки фильма затянулись – ушло четыре года. Это произошло потому, что в процессе производства разразился экономический кризис. Бюджет кинокартины – 1 млн. 600 тыс. долларов. Всего выпущено 61 копия, что является мизером. Максимум можно будет собрать десять процентов от бюджета. По словам Александра Гордона, он даже с актерами не рассчитается.

В России фильм вышел в прокат 3 ноября. Александр Гордон отметил, что основной потребитель кинопродукции в наше время – люди 14–20 лет. Он же хотел бы, чтобы «Огни притона» посмотрело больше зрителей в возрасте 25+, так как он им будет и ближе, и понятнее.

Автор: Алоис Назаров



Назад в начало раздела «Алматы – город у гор»
Пользовательского поиска

Место показа и обсуждения
"Огней притона" на карте Алматы
Загружается карта...


Пользовательского поиска

Copyright © Назаров Алоис

Владелец сайта не несет ответственности за достоверность рекламы сторонних рекламодателей

Яндекс цитирования Rambler's Top100

Hosted by uCoz