Форум сайта

   .

Пользовательского поиска

 



НАВИГАЦИЯ:

 

Книги по психологии | педагогике | социологии | истории, археологии | литературоведению | языкознанию | словари русского языка | двуязычные словари




          Выберите из списка нужное и перейдите по ссылке

          


Церковь в Малоалматинском выселке
    Семиреченской области в 1875 г.


Источник: ЦГИА РК, фонд 153, опись 1, дело 36, листы 25–32об. Приводимое ниже изложение – более или менее вольный пересказ основных сведений о соборе с приближением при необходимости текста к современным нормам русского языка. Опускаются прежде всего подробные сведения о движения причта по службе. Формы имен и отчеств – как в документе-источнике (но в современной графике).


Церковь построена в 1861 г. из бывшей в Больше-Алматинской станице. Здание деревянное и окрашено зеленой краской. При церкви есть сторожка, выстроенная отдельно от церкви из бревен. Престол один: во имя Казанской Божьей Матери. Причта по штату положено: священник и один псаломщик. Каждый год из казачьих участков церкви отводится около 6 десятин сенокосной земли. Жалованье: священник – 320 руб. в год, псаломщик – 120 руб. в год.
Для помещения священника есть общественный дом деревянный со всеми необходимыми службами, в котором и живет, а для псаломщика от общества отводится квартира.
Расстояние от церкви до местной консистории 2 версты. Ближайшая церковь – Больше-Алматинская (2 версты).
Метрические книги и исповедные росписи имеются с 1872 г.
В приходе есть двухклассное училище, в котором обучается 45 учеников.
Церковный староста: отставной урядник Симеон Потапов Нахрин (22 года), служит второе трехлетие. Утвержден в июне 1875 г.
При соборе имеется небольшая библиотека из 25 названий книг, пополняемая с 1874 г. ежегодно выпискою некоторых духовных журналов.

Причт (основные сведения)
Белоярский, Павел Константинов. Священник. 48 лет. Дьяческий сын. Окончил Тобольскую духовную семинарию.
Старченков, Иоанн Иоаннов. И. д. псаломщика. Родом из казачьего сословия. 23 года. В духовное звание принят 20 октября 1872 г.

Распределение прихожан по сословиям и полу:

СословияЧисло дворовМужского пола Женского пола
В Малоалматинском выселке:
местных казаков
казаков Сибирской 7-й сотни
пехотного войска
купцов
мещан
разночинцев

305


1
7
6

846
91
290
3
17
10

845

10
2
19
15
В Илийском выселке (в 72 в. от Верного):
казаков

32

100

76
В Кутентайском пикете (в 48 в. от Верного):
разночинцев

5

10

12
В Карасукском пикете (в 26 в. от Верного):
крестьян

6

24

21
Всего36213911000


Свято-Казанский храм образца 1898 г.
Свято-Казанский храм в Верном
Комментарий. В документе перечисляются населенные пункты. Выселок Илийский – на реке Или к северу от Верного. После революции 1917 г. стал называться поселок Илийск. В 1963 г. на Или начали строить ГЭС и через семь лет Илийск затопили. На месте же поселка гидростроителей Новоилийск вырос город Капчагай. Населенные пункты с названиями Кутентай и Карасу (сёла) до сих пор существуют в окрестностях Алматы. Кутентай – к северо-востоку от города, Карасу – к западу. Что касается страринного здания церкви, то оно пострадало во время землетрясения 1887 г. Но его восстановили. В 1897 г. в епархии сочли необходимым перестроить здание храма. Проект разработал архитектор Михаил Брусенцов. В 1898 году храм был построен, освящен и стал функционировать в 1901 г. и сохранет свой вид по сей день.

Свято-Казанский храм в наши дни
Свято-Казанский храм в Алматы
После революции 1917 г. закрывался на несколько лет. Верующим возвращен 16 декабря 1944 года. Храм дважды становился кафедральным собором епархии. Первый раз – в 1872 г. (летом 1872 года владыка Софония, назначенный настоятелем епархии, прочитал здесь свою первую проповедь), пока не был построен Софийский храм. Второй раз – в середине 1945 г. (здесь отслужил первую службу вновь назначенный на кафедру архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай).






Дополнительные источники:
 
Пользовательского поиска
Яндекс цитирования Rambler's Top100
Copyright © Назаров Алоис





Hosted by uCoz