Самоназвание дунган – хуэй (хуэйцзу). В Китае этнонимом хуэйцзу обозначают китаеязычных мусульман. Происхождение этнонима «дунгане» неясно. В Синьцзяне оно употреблялся окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу, которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев – главным образом в 1871 г. во время образования
Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгань» восходит к китайскому слову «тунькэнь» тунькэнь (屯垦) – «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем.
Большая часть хуэй проживает на севере Китая (более 9,8 млн. в 2000 году). После поражения восстания мусульман на севере-западе Китая против маньчжуро-китайского владычества (1862–1878) часть хуэй переселилась в Россию. Они и являются предками основной части современных дунган в СНГ. Помимо Казахстана много дунган проживает в Киргизии (59994 в 2011 году) – в основном в Чуйской области.
Согласно переписи населения Казахстана 2009 года дунган насчитывалось 51944 человек.Основная их часть проживает в Жамбылской области, городе Алматы и Алматинской области. При этом численность дунган в Алматы за двадцать лет увеличилась почти в три раза – с 2258 в 1988 году до 6535
на начало 2010 года. В 1999-м – 4565.
Родной язык дунган относится к хань-хуэйской ветви тибето-китайской языковой семьи. По вероисповеданию – мусульмане-сунниты.
В традиционном имянаречении выделяют чжинмин и щемир.
Чжинмин – имя, которое дается в соответствии с нормами ислама. В список имен дунган входят коранические имена, имена пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников, а также и священные имена первых халифов и их сподвижников. Разнообразие имен достигается благодаря комбинации имяобразующих словослогов различной тональности. Так, от первого слога имени Мухаммад образованы: Мумузы, Мумур, Мур, Мурдан, Мурданзы, Мува, Мувазы. От второго слога образованы: Хар, Хахазы, Хамар, Харва, Хавазы, Хава, Хавар, Хананзы, Хагэр и др. От последнего слога образованы: Мэмэзы, Мэмэр, Мэдэн, Мэр, Мэданзы, Мэвазы, Мэва, Мэгэзы, Мэхузы и др.
Параллельно чжинмир бытовало и сохранилось до наших дней малое, или бытовое имя (щемир). Например, девочек именуют но названиям цветов, драгоценных камней, птиц и т. д. (Шандан – лилия, Хихуазы – мальва, Хуби – янтарь и др.). Ребенка могли назвать и по событию, с которым совпало его рождение или обряд наречения именем.
Ниже приводится список женских имен, показывающий имена детей из дунганских семей 1992–1998 годов рождения, появившихся на свет в городе Алматы, а также имена их родителей. Это, конечно, не все собранные мной имена дунган, так как в ходе архивных поисков просматривал метрические книги также за 1922–1926, 1932–1936, 1942–1946, 1952–1956, 1962–1966, 1972–1976, 1982–1986, 2005–2006 годы актовые записи о рождении за 1927–1931 годы.