Планета имен и фамилий

   .


Рождественские фамилии



Копирование на другие веб-ресурсы недопустимо:
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape
Copyright © А. Назаров
Ссылка на страницу:



Закажите исследование ИСТОРИЯ ВАШЕЙ ФАМИЛИИ
Праздники сегодня
Форум сайта
Пользовательского поиска
 


НАВИГАЦИЯ:




Рождественские фамилии


Церковь Рождества Христова в Измайлово, Москва
Праздник Рождества Христова нашел отражение и в русской, украинской и белорусской антропонимике. Есть группа фамилий, основы которых отражают реалии этого христианского праздника.
Наиболее ярко Рождество отразилось в основе фамилии Рождественский. В рассказе С. Н. Сергеева-Ценского «Счастливица» дано остроумное объяснение истории появления этой фамилии:
«Есть такое предание о древнем московском академическом начальстве, как оно перекрещивало бурсаков... Кто был тихого поведения и громких успехов, тот, видите ли, получал фамилию от праздников, – например, Рождественский, Богоявленский, Успенский, Троицкий или Вознесенский <...> Кто был тихого поведения и тихих успехов, – этим скромникам, в тиши процветавшим, давали фамилию от цветов... Вот тогда-то и пошли все Розовы, Туберозовы, Гиацинтовы, Фиалковы, а также Ла-нды-ше-вы... Да, да, да... Но были еще и такие, что успехов-то тихих, а зато поведения громкого, - эти получали прозвище от язычества: Аполлонов, Посейдонов, Архитриклинов, Илионский, Амфитеатров и прочее и прочее...»
Действительно, в словарях русских фамилий эта фамилия приписывается лицам духовного сословия:
Ю. Федосюк: Семинарская фамилия. От храмов, названных в честь праздников рождества (Русские фамилии. М., 1995).
И. М. Ганжина: Фамилия от именований священнослужителей по церкви, названной в честь большого христианского праздника – Рождества Христова (Словарь современных русских фамилий, М., 2000).
Крупный специалист по истории русских фамилий Б. Унбегаун также рассматривал ее в разделе «Фамилии православного духовенства» (Русские фамилии. М., 1989).

В речи фамилия Рождественский может подвергаться фонетической модификации, в результате которой согласный -д- выпадает → Рожественский. У некоторых Рожественский – официальная, паспортная форма фамилии.
Следует также вспомнить, что в России (я насчитал 38) и некоторых сопредельных государствах немало населенных пунктов, в названии которых также отразилось название праздника Рождества: Рождественка, Рождественское, Рождествено и др. Почти во всех случаях топоним возник, очевидно, по названию церкви в честь этого праздника. А поскольку при перемене места жительства в прошлом человека иногда называли по названию прежнего места проживания, то теоретически можно допустить, что какая-то часть носителей фамилии Рождественский получила ее по названию сел.
С праздником Рождества напрямую связаны и такие очень редкие фамилии, как Рождествов, Рождествин. Возможно, эти фамилии также появились в среде священнослужителей или семинаристов. Но можно допустить, что они образованы от прозвищ, данных в связи с каким-то жизненным событием (например, человек родился в день Рождества).
Покажу на примере нескольких городов частоту встречаемости фамилии Рождественский (источники – доступные базы телефонных абонентов или жителей). При этом я объединяю частоты фамилий мужского и женского рода (т. е. Рождественский и Рождественская). Чтобы оценить приведенные числа, в скобках показан процент носителей к выборке для населенного пункта для самой частой из этой группы фамилий. К сожалению, на использованном мной ресурсе нет данных о выборке по столицам Украины и Беларуси.
Петербург – 371 (0,1%), Москва – 1149 (0,01%), Новосибирск – 79 (0,004%), Волгоград – 49 (0,002%), Киев – 25, Минск – 14.
Надо учитывать, что церковь празднует не только Рождество Иисуса Христа, но Рождество Пресвятой Богородицы (8 сентября по юлианскому календарю), Рождество Иоанна Предтечи (24 июня по юлианскому календарю). Храмы сооружены в честь каждого из этих праздников. Соответственно фамилия Рождественский коррелирует с разными праздниками.
Ряженые во Львове
Очень интересную группу «рождественских» фамилий представляют фамилии, основы которых отразили термины коляда – святки, сочельник, колядки – рождественские песни, в которых славят хозяина дома. Термины эти, как и обряд колядования (хождения с песнями под Рождество), заимствованы и восходят к латинскому calendae. Имена (или прозвища), от которых образовались все подобные фамилии, приводит в своем словаре древнерусских имен Н. М. Тупиков:
Степан Коляда, бортник бельский. 1536 г.
Василий Коледа, дворянин господарский. 1568 г.
Езоф Коледа, зап. 1608 г.


При этом в большинстве случаев речь идет о людях, живших на территории современной Украины.
Группа фамилий, связанных с терминами коляда, колядки, весьма разнообразна. Это разнообразие достигается за счет варьирования гласного первого слога – а или о, а также за счет использования разных суффиксов. Вот, например, фамилии этой группы, найденные мной в базах жителей России, Украины, Беларуси: Каледа, Каледин, Каледкин, Калида, Калядаев, Калядин, Коледа, Коледин, Колединов, Колединский, Калединских, Колединцева, Коледкин, Колида, Коляда, Колядин, Колядинский, Колядка, Колядкин, Колядко, Колядчук, Колядюк. Очевидно, этот список может быть дополнен и какими-то другими фамилиями. Так, И. М. Ганжина приводит фамилии Коледович и Колядович, которые мне, например, в обширных базах Москвы, Минска и всей Украины найти не удалось.
В какой связи давали имена/прозвища, соотносимые с термином коляда? Ряд этих фамилий включен в словари фамилий И. М. Ганжиной, Е. Н. Поляковой, Ю. Федосюка и в монографию Б. Унбегауна. Если Б. Унбегаун рассматривает фамилию Коляда в ряду украинских, соотнесенных с абстрактными существительными, что создает неопределенность в понимании ее этимологии, то другие исследователи выводят фамилии Каледин, Коледин, Коледович, Колядович из диалектных слов со значением «нищий, попрошайка», «суматоха, суета». На мой взгляд, с такой этимологией можно согласиться лишь отчасти.
Действительно, в русских говорах есть слова с соответствующими значениями. Но они зафиксированы на очень ограниченной территории: каледить «клянчить, попрошайничать» (вологодские), колядоваться «побираться, просит милостыню» (смоленские), колядовать, коледовать «побираться, просить милостыню» (смоленские), коляда «попрошайка» (саратовские), «милостыня, подаяние» (смоленские), «дневной сбор милостыни нищими» (тверские), «остатки зерна, собираемые нищими и бедными людьми осеннее время» (калужские), «сбор в пользу нищих и бедных во время святок». На огромной территории русского диалектного пространства существительные коляда, коледа, колида, коляда, коледа, коляда, колёда используется прежде всего в значениях «канун рождества и крещения, сочельник» и «старинный рождественский и новогодний обряд, сопровождающийся обходом соседей с песнями». На мой взгляд, именем/прозвищем Коледа (Колида, Коляда и др.) называли чаще всего потому, что ребенок рождался в канун Рождества, на Рождество или сразу после Рождества. В более позднем возрасте такое имя/прозвище могли дать особо заядлому любителю коледовать, т. е. обходить соседей в сочельник с песнями. При этом нищим ему не обязательно было быть.
Надо отметить, что есть и другие значения рассматриваемого лексического гнезда терминов, на которые также могли опираться при наречении имени/прозвища. Например, на Смоленщине коледа – это и бранное прозвище девушки.
Еще одним мотивом могло быть стремление дать ребенку защитное имя, чтобы уберечь его от сглаза или других негативных влияний. Известно ведь, что Коляда, Коледа в славянской мифологии – воплощение новогоднего цикла и мифологическое существо. Отголоском этих архаичных воззрений является использование в некоторых русских говорах слова коляда для обозначения мифического существа, которым взрослые пугали детей (иркутские говоры). По-видимому, наречением ребенка именем Коляда и достигалось, по мнению некоторых родителей, защита ребенка от враждебных сил.
При исследовании фамилий, соотносимых с термином коляда, необходимо учитывать, что фамилии эти формировались не только в русской, но и в украинской, в белорусской языковой среде. Та или иная этноязыковая составляющая проявляется в форме фамилии. Для украинских и белорусских фамилий типично преобладание фамилий без патронимического суффикса -ин. В Киеве фамилий анализируемой группы с суффиксом -ин 25, без него – 879. В Минске их соотношение 19:382. У русских фамилии с суффиксом -ин представлены заметно чаще. В то же время на разных территориях России соотношение фамилий с патронимичным суффиксом или без него было различным, что могло объясняться более высокой долей украинского и белорусского населения.
В Москве фамилий с суффиксом -ин – 626, без него – 559. Однако наиболее частотными здесь является фамилия Коляда, обошедшая фамилию Каледин. В анализируемой группе преобладание фамилий с суффиксом -ин над нестандартными формами фамилий я отметил в Волгограде (лидер группы – Каледин), Екатеринбурге (лидер группы – Каледин), Самаре (лидер группы – Каледин). Преобладание нестандартных форм фамилий я отметил для Новосибирска (лидеры – Коледа, Коляда), Таганрога (лидер – Коляда), Омска (лидер – Коляда) и Архангельске.
Также на территории России наблюдается неравномерное распространение фамилий, соотносимых с термином коляда. В абсолютном выражении лидирует Москва, но там объем выборки 11 млн. В Волгограде и Новосибирске доля лиц с фамилиями этой группы выше, чем в Москве. Из двух поволжских городов – Волгоград и Самара – эти фамилии намного чаще встречаются в Волгограде. В Новосибирске их заметно больше, чем в сибирском же городе Омск. В южном Таганроге фамилии рассматриваемой группы в семь раз чаще, чем в северном Архангельске.
Можно возразить, что носители фамилий Каляда, Каледа и прочих без патронимического суффикса (такие фамилии называют нестандартными) не обязательно украинцы или белорусы, т. к. нестандартные фамилии также свойственны и русским. Я обратился к материалам сайта мемориала «Память» с его обширной базой репрессированных (более 2,5 млн.) и заметил, что в большинстве случаев носители фамилий Каляда, Коляда и других без суффикса -ин являются украинцами, даже если они родились в России.
В целом фамилии, соотносимые с термином коляда, в большей степени характерны для Украины и Беларуси, чем для России.
В моей коллекции есть также фамилии Колединцев и Колядинцев. Источники этих фамилий имели суффикс -ец, который обычно используют при образовании названий жителей населенных пунктов: Казань – казанец, Рязань – рязанец, Уфа – уфимец и т. д. Известно украинское село Колядинец в Сумской области, основанное в первой половине XIX века. Вероятно, предки носителей очень редких фамилий Колединцев и Колядинцев (отмечены в России) в свое время жили в том селе и при переезде из него на новом месте получили прозвание Колядинец или Колединец.
Еще одна «рождественская» фамилия – Кутейников. В русских говорах основное значение слова кутейник – «сочельник». То есть ребенка, родившегося в сочельник, могли назвать именем Кутейник, из которого потом развивалась фамилия Кутейников. Но непонятно, почему в телефонном справочнике Вологды эта фамилия не встречается, а в справочнике Пскова – только у одного абонента. По идее носителей этой фамилии здесь должно быть больше, т. к. слово кутейник отмечено и в вологодских, и в псковских говорах. В Волгограде эта фамилия встречается вопреки ожиданиям 37 раз. Почему вопреки? Потому что в говорах этих мест слово кутейник не отмечено. Значит, фамилия Кутейников принесена извне. Но откуда – неясно.
«Рождественская» фамилия Сочельников из 11 охваченных мной городов отмечена только в Москве.
Кутья
Косвенно к Рождеству имеют отношение и фамилии Кутьин и Кокуркин.
Кутья – каша, сваренная из целых зерен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время – из риса), политая медом, медовой сытой или сахаром, иногда с добавлением изюма, орехов, молока и даже варенья. Кутья – одно из рождественских блюд. Но его готовили и по другим поводам.
Кокуркой в некоторых нижегородских и вологодских говорах называют булочку продолговатой формы, которой хозяева одаривают исполнителей колядок. Нельзя исключать, что в пределах территорий этих говоров могла появиться и фамилия Кокуркин от слова кокурка в указанном значении.


 
Пользовательского поиска
Яндекс цитирования Rambler's Top100


Copyright © Назаров Алоис

Владелец сайта не несет ответственности за достоверность рекламы сторонних рекламодателей




Hosted by uCoz