Планета имен и фамилий

   .


Частые и редкие имена пензенцев в 2010 г.



Копирование на другие веб-ресурсы недопустимо:
Page copy protected against web site content infringement by Copyscape
Copyright © А. Назаров
Ссылка на страницу:



Праздники сегодня
Форум сайта
Пользовательского поиска
 


НАВИГАЦИЯ:


Частые и редкие имена пензенцев в 2010 г.



На сайте Управления ЗАГС Пензенской области появилась информация о том, какими именами жители Пензы предпочитали называть детишек в 2010 г. К сожалению, приведены только по пять мужских и женских имен, что для полноты картины об имянаречении явно недостаточно. И все же, как говорится, на безрыбье и рак рыба...
В 2010 г. самым популярным было имя Артём. При этом в приводимой затем пятерке имен-лидеров мальчиков, а это – Кирилл, Никита, Егор, Илья, Дмитрий, имени Артём почему-то нет. Наверное, это можно объяснить невнимательностью того, кто писал текст новости. Самая популярная пятерка имен девочек выглядела так: Анастасия, Виктория, Дарья, Полина, Мария.
Сложно сказать, насколько достоверными являются приведенные списки. Ведь посчитать можно и за месяц, и за два, и за полгода, и за год. И результат в каждом случае будет отличаться. Чем больше период времени, тем лучше, тем статистика достовернее. В любом случае, можно попытаться провести сравнение с популярными именами в первопрестольной. На основе подсчетов за первое полугодие 2010 г. там лидировали мужские имена Александр, Максим, Иван, Артём, Дмитрий и женские Мария, Анна, Дарья, Анастасия, Елизавета. Как видим, наиболее частые пятерки имен Пензы и Москвы имеют два совпадения среди имен мальчиков (Артём, Дмитрий) и три среди имен девочек (Анастасия, Дарья, Мария). Многолетний лидер женского именника в России имя Анастасия в Москве уже отодвинуто с первого места. В регионах же, в частности, в Пензе, как видим, оно еще лидирует.
50 лет назад подсчеты по именам Пензы провел известный советский исследователь имен В. А. Никонов. В 1961 г. самыми частыми именами пензенцев были: у мальчиков – Сергей, Александр, Владимир, Юрий (сейчас в Пензе очень редкое), Михаил, у девочек – Ольга, Ирина, Татьяна, Наталья, Елена (имена приведены в порядке убывания частот). За полвека изменения произошли разительные – пятерки лидеров не имеют ничего общего. В 1961 г. наиболее популярные сейчас имена Артём, Кирилл, Илья, Егор, Никита, Анастасия, Полина были настолько редки, что их исследователь включал наряду с другими редкими именами в группу "прочие". В Пензе в 1961 г. "прочими" называли 6 на каждую 1000 мальчиков и 22 на каждую 1000 девочек. Более или менее употребительным из числа нынешних лидеров было имя Дмитрий (тогда предпочитали написание Димитрий) – у 11 мальчиков из 1000. Женское Мария тогда получали в среднем две из каждой 1000 девочек. Имя Виктория в 1961-м в Пензе не давали. А имя Дарья В. А. Никонову не встретилось ни в одном из семи областных центров и десяти сельских районов охваченной подсчетами части России (преимущественно европейской).
Как раз В. А. Никонов предположил, что основная магистраль распространения изменений в именнике – из Москвы в города. То есть через какое-то время все те имена, которые сейчас лидируют в Москве, очевидно, через некоторое время станут лидировать и в Пензе.
Одновременно ЗАГСом Пензенской области приведены самые редкие имена года. Среди мужских это: Эрик, Эдгар, Шароф, Халид, Яков, Эмран, Устин, Тимур, Яромир, Юрий, Эндрю Чарльз, Эмиль, Ян, Шота, Шамиль, Шабан. Среди женских – Янита, Эльнара, Эда, Устина, Янина, Эльвира, Эвелина, Фериде, Ярослава, Эмилия, Шахнозахон, Хадича. Как известно, в юрисдикции РФ уже несколько лет нет графы "национальность", поэтому сказать определенно, в каких случаях имена выбирались в русских или не русских семьях, трудно. Между тем, научное исследование процессов выбора имен игнорировать различия в имянаречении представителей разных народов не может. Иначе грош цена такому исследованию. Ведь различия в выборе имен русских, татар, чеченцев и т. д. такая же реальность, как и существование национальных языков (в данном случае русского, татарского, чеченского и т. д.) или существование национальных, культурных традиций в разных сферах жизни. В тех странах, где существует сильная научная школа ономастики, государственные органы дают статистику по именам не только в общенациональном масштабе, но и по отдельныи национальным или даже расовым группам. Например, в Финляндии есть статистика как по именам финнов, так и по именам шведоязычных граждан. Департамент здравоохранения Нью-Йорка показывает наиболее популярные имена среди латиноамериканцев, среди афроазиатов, среди белых, среди выходцев из Азии. В России ономастическая наука тоже имеет давние и славные традиции. Но, к сожалению, не слышно голосов ученых-ономастов с призывами сделать обнародываемую госорганами статистику по именам с научной точки зрения более объективной. В самой Пензе есть одна из стареших школ научной антропонимики, основателем которой является профессор В. Д. Бондалетов. В свое время он публиковал в научных сборниках статьи по статистике имен пензенцев в XIX веке, в XX в. При этом давались исчерпывающие списки имен, фактически все за конкретный год, с указанием частотности по каждому имени. В сборе материала участвовало большое число студентов, писавших под руководством проф. Бондалетова дипломные, курсовые работы. Но почему-то сейчас квалифицированные научные кадры ономастов Пензы находятся в стороне от обработки статистики имен для широких слоев населения. Не думаю, что за этим стоит отсутствие желания самих исследователей. На мой взгляд, сотрудничество с учеными-языковедами следовало бы предлагать самим органам ЗАГС или органом статистики, располагающими обширными исходными данными по именам. Обычно языковеды "жалуются" что закон о защите личных данных не позволяет им ныне лично работать с первоисточниками. Однако эта проблема снимается просто – из любой электронной базы данных легко отсекается вся личная информация и оставляетя только список имен, который можно предоставлять для обработки специалистам-ономастам. Я уверен, что адекватный исследователь-ономаст за возможность работать с актуальными исходными данными по именам, готов безвозмездно делиться результатами статистической обработки массива имен.
Вернемся к редким именам пензенцев. В их числе можно увидеть целый ряд восточных имен – Шароф, Халид, Эмран, Тимур, Шабан, Шамиль, Фериде, Шахнозахон, Хадича. Имя Эльнара также нередко среди детей из восточных (мусульманских) семей. В каких-то случаях родители детей с этими именами – очевидно, гастарбайтеры из Средней Азии (так, имя Шароф обычно дают узбеки и таджики, у других мусульман ему соответствует Шараф). Женское Шахнозахон, очевидно, дали в таджикской семье. Это – производное женского мусульманского имени Шахноз, в других языках звучащее как Шахназ. Какую-то часть восточных имен в Пензе дают, скорее всего, в татарских и башкирских семьях. Есть, наверное, и выходцы с Северного Кавказа (имя Шамиль как раз популярно там). Имя Шота, вероятно, дано в грузинской семье.
Что касается редких имен западоевропейского и славянского происхождения, то их могут давать как в русских семьях, так и в не русских семьях. Так, известна давняя линия наречения западноевропейскими именами (вроде Эрик, Эдгар, Эльвира, Эмилия и др.) в татарских и башкирских семьях.
Интересно двойное имя Эндрю Чарльз. С большой долей вероятности можно сказать, что мальчик с этим именем родился в семье либо американца, либо англичанина, где как раз часты двойные имена. Да и каждое из имен в отдельности указывает на английские или американские корни ребенка.
В. А. Никонов, о котором я писал выше, в 1961 г. засвидетельствовал у русских такие редкие имена, как Тимур, Эрик, Эльвира, которые бытуют и сейчас в числе редких.
В завершении приведу небольшой список основных работ, в которых есть данные по статистике имен пензенцев за прошлые годы:


Бондалетов В. Д. Динамика личных имен в XX веке // Личные имена в прошлом, настоящем, будущем. М., 1970. Стр. 91–105.
Бондалетов В. Д. Русские имена в XX веке (на материале пензенской антропонимии // Русская речь, 1970. № 8. Стр. 51–55.
Бондалетов В. Д. К изучению антропонимии XIX века // Ономастика Поволжья. 2. Горький, 1971. Стр. 13–18.
Бондалетов В. Д. Женские личные имена в конце XIX в. (по материалам города Пензы) // Ономастика Поволжья. 3. Уфа, 1973. Стр. 118–125.
Бондалетов В. Д. Русский именник, его состав, статистическая структура и особенности изменения (мужские и женские имена) // Ономастика и норма. М., 1976. Стр. 12–46.
Бондалетов В. Д. Русский именник прежде и теперь: К сопоставительно-диахроническому изучению состава и употребительности личных имен // Русская ономастика. Рязань, 1977. Стр. 17–39.
Бондалетов В. Д. Русская ономастика. М., 1983.
Бондалетов В. Д. Русский именник в исходе XX века // Педагогический процесс как культурная деятельность. Самара, 2000. Стр. 465–466.
Бондалетов В. Д. Имена коренных пензенцев // Идеалы и реальности культуры российского города. Пенза, 2003. Стр. 38–41.
Никонов В. А. Имя и общество. М., 1974 (см. главу "Личные имена у русских сегодня", стр. 66–84).



 
Пользовательского поиска
Яндекс цитирования Rambler's Top100

Copyright © Назаров Алоис

Владелец сайта не несет ответственности за достоверность рекламы сторонних рекламодателей



Hosted by uCoz